На главную
Реклама на сайте

Главная
Ллойд Чадли Александер
Пьерс Энтони
Келли Армстронг
Эвангелина Волтон
Крис Веллей
Габриель Гарсия Маркес
Энн Даунер
Грехем Эдвардс
Фиона Келлеган
Эмиль Патайя
Александр Грин
Сергей Лукьяненко
Ник Перумов
Джон Толкиен
Братья Стругацкие
Айзек Азимов
Кир Булычев
Александр Беляев
Артур Чарльз Кларк
В. В. Головачев
Владимир Набоков
Рей Брэдбери
Николай Перумов
Вячеслав Рыбаков
Ричард Адамс
Якуб Арбес
Георгиадис Неархос
Александр Зима
Джон Кемпбелл
Виктор Николаевич Жуков
Мирослав Князев
Кир Булычев
Дэвид Вебер
Жан Жубер
Михаил Ахманов
Гамильтон Эдмонд Мур
Стенли Грумен Вейнбаум
Джон Варли
Альфред Элтон Ван Вогт
Ходжсон Уильям
Станислав Лем
Мысли вслух
Лучшие фантастические романы

Поиск по сайту





Александр Романович Беляев

Александр Романович Беляев Александр Романович Беляев (4 (16) марта 1884—6 января 1942) — советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего. Среди известных работ: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов).

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в духовную семинарию. В 1901 Александр окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

По окончании (в 1906) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на 6 лет, три из которых он был в гипсе, приковала его к постели. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска — он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву (1923), устроился на работу юрисконсультом. Там начинает серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А.Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в Московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В 1934 году встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград.

В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.

Место его захоронения достоверно не известно. А памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

А.Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с дальнейшей порчей зрения. Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Однако, в попытках взлететь, он получил травму, которая повлияла на всю дальнейшую жизнь. Однажды упал с крыши сарая и значительно повредил спину. В середине 20-х годов Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на месяцы.

Ещё во время учёбы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А.Р. Беляев и виолончелистка Ю.Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста — сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображен прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» — достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).

Его последний роман в 1941 г. — «Ариэль» — перекликается с известным романом А.Грина «Блистающий мир». Герои обоих романов наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ Ариэля — достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего «земное притяжение».

 

www.fanfantasy.ru - All rights reserved © Copyright 2008-2017