Джон Кэмпбелл
Американский писатель и издатель. Окончил Массачусетский университет и Университет Дьюка, доктор философии. Творческая карьера Кэмпбелла уникальна. Уже первая публикация НФ – «Когда рушатся атомы» (1930 г.) – принесла автору быстрый успех. Последовавшие работы, такие, как «Острова Вселенной» (1931), «Захватчики из бесконечности» (1932), «Всемогущая машина» (1934), позволяли Кэмпбеллу успешно соперничать с тогдашним законодателем мод в американской НФ Эдвардом Элмером Смитом. Уже в эти годы проявляется творческое кредо Кэмпбелла: главное в мироздании – человек, и для него не существует неодолимых преград. Новая фаза в творчестве Кэмпбелла, характеризующаяся уже его единоличным лидерством в американской НФ, открывается в 1934 году публикацией повести «Сумерки» под псевдонимом Док А.Стюарт.
Сериал Стюарта – любимое, хотя и не единственное детище автора (он пишет также и под собственным именем, и под псевдонимами Карл Ван Кэмпен и Артур Маккен), с каждым новым произведением все более упрочивает репутацию Кэмпбелла, достигающую апогея при выходе в свет в 1938 г. рассказа «Кто ты?». Этим произведением Кэмпбелл завершает свою писательскую карьеру, сосредотачиваясь на издательской деятельности. На новом поприще Кэмпбелл открывает для читателя таких писателей, как Айзек Азимов, Альфред Ван Вогт, Лестер дель Рэй, Теодор Старджон, Роберт Хайнлайн.
Продажа произведений Кэмпбеллу, вхождение в его «издательскую обойму» становятся своеобразным аттестатом творческой зрелости автора и нередко специально оговариваются в других изданиях. На рубеже 50-х годов Кэмпбелл увеличивает число издаваемых им НФ-журналов с 2 до 4, а в последующем уделяет много энергии книжным изданиям НФ. В этот период к творческим критериям производимого Кэмпбеллом отбора НФ-произведений для публикации постепенно примешиваются его личные пристрастия, в частности, политические. Это приводит к тому, что Кэмпбелл, сохраняя популярность, утрачивает лидерство.
Смерть Кэмпбелла вызвала беспрецедентную для НФ-литературы мемориальную кампанию. Практически каждое его произведение признается вехой в американской НФ. Критика, высказываясь о творчестве Джона Вуд Кэмпбелла, пользуется эпитетами исключительно в превосходной степени.
Джон Кэмпбелл, детство.
Джон Кэмпбелл, юношество.